Шкив тормозной представляет собой деталь в виде металлического колеса, находящего применение в конструкции подъемно-транспортной техники. Основное предназначение шкива заключается в удержании вала в зафиксированном состоянии при неработающем приводе.
Характеристики, производство и применение
Колесо имеет широкую поверхность катания, при его изготовлении используется высококачественная сталь 45х и 45ст. Серийно выпускаются шкивы с разным диаметром, варьирующимся от 160 до 800 мм. Шкивы различаются не только по внешнему диаметру, но и размеру посадочного отверстия, которое может быть в форме конуса или цилиндра.
Монтаж шкива на грузоподъемной технике выполняется между валовым механизмом двигателя и редуктором или на обратной стороне вала редуктора, соединение с другими механизмами и элементами осуществляется с помощью муфты МЗ или МУВП. Предварительно перед установкой деталь подвергают термической обработке.
Функционирует шкив в паре с тормозами колодочного типа, удержание вала в неподвижном состоянии обеспечивается за счет силы трения, возникающей при прижимном воздействии колодок. Шкив крепится на валу при помощи шпонки, на стойках шарнирно закреплены тормозные колодки с фрикционными накладками.
При сближении стоек под внешним воздействием пружин и других устройств колодки прижимаются к шкиву. Его растормаживание происходит при отхождении колодок в результате действия толкателя/электромагнита, запускаемых одновременно с двигателем.
Как и шестерни зубчатые, при интенсивной эксплуатации грузоподъемного оборудования наблюдается износ шкива, замена которого проводится в следующих случаях:
- При износе поверхности обвода более чем на ¼.
- При увеличении размера дефектов на поверхности до 0,3 мм или при превышении их суммарного количества 10 процентов площади детали.
- При уменьшении размеров проточки на 50 процентов.
- При наличии трещин, расположенных на рабочих и посадочных поверхностях.
Без тормозного шкива не функционирует ни одна лебедка, поэтому они находят широкое применение во всех грузоподъемных механизмах. Наиболее распространенными являются шкивы с внешним диаметром 200 и 300 мм.
Современные производители металлопродукции помимо производства тормозных шкивов для грузоподъемного оборудования осуществляют изготовление комплектов деталей и механизмов по типовым и индивидуальным чертежам заказчика (в том числе зубчатая муфта, муфта МУВП, шестерня промежуточного вала).